СтихиЯ
спонсор
 

Обзор конкурса стихов № 286


21.07.2003. Вадим Фельдман. Прогулки по Стихии - 2.

  Иногда искусство обманчиво. В сложном массовому читателю видятся многочисленные препоны, кажется иногда, что они не преодолимы. Напротив, в простом избалованному эстету нашего времени видится некое пренебрежение нормами Великого, как будто все гениальное не просто.

Мне временами приходится раскаиваться за мысли, высказанные сгоряча. Наверное, мастерство критика состоит в том, чтобы этих горящих эмоций избегать, не давать им выхода, но припасти на будущее, дабы не потерять той искорки в них, которая окажется правдой. Проще говоря, не всегда стоит верить высказанному и не всегда стоит прислушиваться к утаенному.

В большой литературе простота - это признак мастерства, которое безусловно. Часто она, эта простота, формально представлена такими понятиями как: избитые темы, замучивший уши ритм, плагиат. Но в некоторых, исключительно редких случаях избитость темы оправдана связью поколений, ритм повторяется как эхо после трели птицы, а плагиат превращается в интерпретацию, диалог или просто в спор людей.

Сегодня мы поговорим о связи поколений, связи неосознанной и в творчестве представленной бесконечной нитью повторов. Перед нами стихотворение поэтессы по имени Afyna, обнаруженное мной случайно во время очередной полемики с одним из авторов. Сам способ обнаружения - ещё не все. Первым делом я потянулся привычной рукой к двойке, а потом замер.

Хорошие стихи, они как вода: возникают исподтишка и сразу в большом количестве, или просто пропадают из головы. Предлагаю вам следующее стихотворение с условием: попытайтесь подумать, что оно вам напоминает.

Неумелыми
Но такими искренними
Такими нежными
трепетными стихами
Ты рассказываешь ей
О своих чувствах
И несрифмованные строки
Слетают с твоих губ
Как ясеневые стрелы
С тугой, нервно дрожащей тетивы.
Неумелый стрелок!
Ты целил в одно сердце - а попал в другое.
Не она, а я,
Невольный свидетель твоего признания
Ранена навылет
Обращенными не ко мне стихами
И, пряча боль за улыбкой
Я благословляю руку, пославшую стрелу.
Ибо нет боли блаженнее...
[...]

Любителям и знатокам античности долго думать не придется. Перед нами - классическое античное стихотворение с измененным, естественно, ритмом, но с полностью сохраненными средствами выражения мысли. Среди них:

 1. Отстранение прилагательного от определяемого существительного. Здесь даю пояснение. Этот прием греки вводили для того, чтобы от мира образов (верхнего мира) спускаться к миру предметов (нижнему миру). Подобная эстетика была характерна, например, для Аристотеля. Смотрите его "Поэтику".

НЕУМЕЛЫМИ
Но такими ИСКРЕННИМИ
Такими НЕЖНЫМИ
трепетными стихами.

Ещё одно замечание. Градация проходит по линии приближения от абстракций к ощущениям: неумелый (понятие абстрагирующее) - нежный (понятие конкретизирующее). Обратимся к Сапфо:

Богу РАВНЫМ
КАЖЕТСЯ мне
По счастью
ЧЕЛОВЕК

У Сапфо этот прием заходит ещё дальше, после слова "человек" следует целое определительное предложение, чтобы смягчить вещность: "Который так близко".

 2. Способ подачи информации от третьего лица: герой явно находится рядом с действием, но не проявляет себя в нем. Так написана "Илиада" Гомера, и так же написаны "Метаморфозы" Овидия. У той же Сапфо: "Пред тобой сидит, твой звучащий нежно/ Слушает голос". То есть глагол, употребляемый в настоящем времени, здорово меняет суть высказывания, относя его в поле зрения героини.

 3. Система образов, поданная в лучших традициях предков. И способ их оформления, например, восклицательное обращение к стрелку, присущее не спрятанной героине, а, скорее, героям явным, но намеренно не оттуда исходящее.

Теперь лирическое отступление. Автор в разговоре со мной признался, что текст Сапфо ему не знаком. В то же время заверяю всех, что связь между этими двумя текстами только формальная, но есть. Мой анализ посвящен сегодня тому, как трудно при помощи античной формы выражать неантичное сознание. Вместе с тем, на мой взгляд, иногда это получается, хотя, безусловны преимущества соответствия выражаемого выражающему. Во избежание недоумений, привожу текст Сапфо.

Богу равным кажется мне
По счастью
Человек, который так близко-близко
Пред тобой сидит,
Твой, звучащий нежно,
Слушает голос
И прелестный смех.

У меня при этом
Перестало сразу бы сердце биться
Лишь тебя увижу, уж я не в силах
Вымолвить слово,
Вымолвить слово.

Но немеет тотчас язык,
Под кожей быстро лёгкий жар пробегает,
Смотрят, ничего не видя, глаза,
В устах же - звон непрерывный

Потом жарким
Я обливаюсь,
Дрожью члены все охвачены,
Зеленее становлюсь травы
И вот-вот как-будто
С жизнью прощусь я.

Итак, перед нами диалог автора с эпохой, со временем и с предшественниками. Разберем по сути. В чем основная мысль Сапфо? Это, прежде всего, неспособность переносить свое чувство, желание излить его в окружающий мир и невозможность претворить это желание в действительность.

В это же время заметно, что наш автор передает точно ту же мысль, но при помощи противоположного разворота сюжета. Здесь героине ПРИЯТНА боль, которую она испытывает. Эта боль связана не с невозможностью общения, а с безнадежностью его, так как героиня УБЕЖДЕНА, что шансов никаких нет - она слышала "голос". И, тем не менее, этот голос не становится для нее менее приятным. Обратите внимание, героиня Сапфо менее сильна - она не удовлетворена положением вещей, но ее роль более тягостна: она не может физически ничего изменить. Вместе с тем, ей уготована роль - не знать, что ждет ее впереди, а вот наша героиня ЗНАЕТ. Она, таким образом, намного несчастней.

Но, в то же время, героиня Сапфо находится в диалоге с героиней Афины. И это v самый интересный и интригующий момент моего повествования.

Этот диалог заключен в истолковании боли. Боль Сапфо приводит ее героиню к критическим последствиям - она готова признать, что ее жизнь, жизнь человека незнающего, готова окончится. Вспоминаем Сократа: знание и добродетель едины. Человек без знаний - злой человек. Злой человек не существует как личность - он явление временное, так как с приходом знаний исчезает зло, а приток знаний бесконечен.

И, в противовес, наша героиня знает: и ее жизнь только начинается, она способна улыбаться, прятаться, в голове ее, возможно, зреет некий план. Но это за рамками текста.

Это первая позиция спора. Вторая позиция спора - отношение к субъекту. Для Сапфо - это Бог, даже близкие к нему способны с Богами сравниться. Далее он, герой Сапфо, сеет вокруг себя счастье, следовательно, сам счастлив. Ей не дано испытать счастья других, так как ей дано умирать при его виде. Наша героиня не видит бога в своем избраннике, она видит в нем незадачливого стрелка. Она не в античной традиции, а гораздо смелей подходит к вопросу, признавая за ним право на невезучесть, на духовную слепоту, наконец, о которой Сапфо в благоговении и подумать не смеет.

Наконец, насколько яснее мы видим героя! Он, оказывается, поэт. Он творит и творит хорошо. Несчастные женщины античности, по-моему, хоть в стихах, но старались освободиться от образа своих мужчин. Да и мужчины не старались подробно описывать. Был идеал красоты, под которого можно подогнать кого угодно. А уж дары муз - не ждите.

Всё это разбивает античную традицию любовной лирики и снова уносит нас в настоящее, где все по-другому и все так, как положено.

О великая сила эмансипации!

Вот на такие мысли навела меня форма текста. Спасибо автору.

вадим фельдман.

Орфография в цитируемых текстах полностью лежит на совести их авторов.

Добавить своё стихотворение
Вы можете прямо сейчас!

(C) Интерактивные литературные конкурсы
Ведущий рассылки - Вадим Фельдман (genuya1@yahoo.com)

Если Вы хотите регулярно читать "Стихийные мысли" - подпишитесь!

Рассылки Subscribe.Ru
"Стихийные мысли"

Дизайн и программирование - aparus studio. Идея - negros.