СтихиЯ
спонсор
 

"Мысли о воспитании" №69

 

03.12.2000 Dashenka (dashenka@pisem.net)

Клянусь, даже не собиралась к этому больше возвращаться. Полное несовпадение желаний и возможностей. Дома – желание, на работе – возможность. И никакой гармонии. Такие отзывы получаю - рука не поднимается финальное отправить. Предлагаю совместное творчество.

Получила отзыв на "блинчики" (я там высказывалась по поводу воспитания и генов), пошла по ссылке на сайт автора www.burov.narod.ru, там обнаружила фразу "Не ответить на письмо - это все равно, что не пожать протянутую руку". А я могу и не пожать, если мне человек не нравится. Так и хочется сказать: “издержки воспитания”, но это, простите, противоречит моей “теории”. :) А если ближе к теме, то, собственно, тема оказалась интересной для обсуждения.

Мысль была следующая. "Так вот, я считаю, что воспитание это так - нюанс, а основное это то, что на генетическом уровне заложено. А энто означает, что если ты - вор, убийца и просто нехороший человек, то педагогические методы твоих родителей ни при чем. Просто ты - генетический урод. И с этим надо смириться и тебе, и твоим родителям :)”

Мне хотелось бы услышать Вашу точку зрения. Уточню: не научные данные, ссылки на авторитетные мнения и т.п. Мне интересна Ваша личная оценка, основанная на воспоминаниях из детства. Конкретные примеры родительского воспитания и, как Вы считаете, они на Вас повлияли. Только не надо отрицать мою персону и воспринимать все слишком всерьез: маловероятно, что в инетовской рассылке я вытащу на всеобщее обозрение что-то глубоко личное и значимое. Не так ли?

И еще: я считаю себя вполне сформировавшейся личностью и вряд ли что-то изменит мои взгляды на окружающий мир. Но, бог его знает почему, мне всегда интересна иная точка зрения и иная позиция. Точнее, мне интересна причина того, что она иная.

О чем я не буду рассказывать вообще. Я не расскажу сколько мне лет, есть ли у меня дети и зачем мне все это надо. Избыток информации лишил спокойного сна не одного из любопытствующих. Не будем пополнять их ряды.

Мнение читателя привожу ниже, ссылку на его сайт уже дала, там же, на сайте, найдете его "Уличные игры". Рекомендую почитать. У меня вызвало бурю протеста. Лично я такое поведение считаю не самовоспитанием, а манипулированием окружающими, когда путем различных приемов мы пытаемся вынудить другой объект действовать по желаемой нами программе.

"Что ж. Пожалуй, выскажусь на твои случайные мысли.
В целом я согласен, но мне кажется, что ребенок может стать продуктом моего творчества в процессе воспитания. Воспитание - творческий процесс. Впрочем, слово "продукт", пожалуй, здесь не уместно. Личность. Сформированная в творческом процессе.
Это мнение. А воспитание - это не вдалбливание (не у всех, конечно :)), есть альтернативные пути воспитания "без воспитания". Вдалбливание – это минус. Оставление в покое - ноль. А как выйти в плюс? Мне кажется, я знаю. Я чувствую. Хотя, конечно же, не могу утверждать на все 100 (а кто может?). Во всяком случае, пока своих детей не воспитаю. А у тебя есть дети?
Генетика-то умное слово. А в остальном... Не согласен я. Не согласен по двум причинам. Первая - я знаю общее, уже сформированное, мнение ученых. Наследственность - это начальные данные. А дальше среда как-то с этими начальными данными работает. Вторая причина - собственный (пусть и скромный) опыт.
Ген жестокости, по-моему, миф, здесь воспитание и только оно. Вряд ли у тебя есть научные данные на этот счет, не так ли? Если говорить о генетике, то скорее может быть что-то вроде гена эмоциональности (повышенной). А вот уже эмоциональность можно воспитать по-разному. Это я к примеру (точных научных данных у меня разумеется нет). Просто жестокость - слишком общее понятие и бывает разным - хладнокровная, вспыльчивая... Скорее всего у разной жестокости разные корни. В ходе воспитания определенные наследственные особенности можно "приглушить", а иные развить. И уж в любом случае, в генетике закладываются гораздо более низкоуровневые свойства, чем, скажем, любовь, ненависть, жестокость, нежность, и т.п. Затем, многое определяется развитием. Человек не константа. Отрицать влияние среды - не видеть очевидности. И еще пример - даже растения в различных условиях вырастают по-разному. Что уж о человеке говорить... Я понял твою проблему. Ты не раскрываешь "Почему". Ты твердишь - делай так и так. А почему, собственно? Я-то согласен с твоей позицией, но только потому, что она, в данном случае, совпадает с моей. Но я-то могу свою, если не доказать, то обосновать, привести убедительные примеры. А ты чем подкрепишь теорию? Это необходимо, если, конечно, твоя цель не только поиск единомышленников.
Но вернемся к дискуссии. О чем дискутировать? Мне показалось, что у нас похожие взгляды. Возмутили меня только три вещи:
1. Необоснованность. (Мне интересно происхождение твоих мыслей)
2. "Ген жестокости". (Что за зверь такой? Ты можете обосновать? Что и на опыте?)
3. "Бесполезность" воспитания. (Ты думаешь человек растет по "программе" генов? А если он меняется, то под воздействием каких факторов? И можем ли мы искусственно создать факторы, способствующие лучшему развитию человека? И что ты подразумеваешь под воспитанием?)"

Пока отвечу в двух словах. Основанием для моих умозаключением является мой личный опыт, который складывается из множества составляющих. Пока сам шишек не набьешь, никаких выводов не сделаешь.
Приведу выдержку из письма еще одного читателя.

"Я тоже сомневаюсь, точнее я не испытываю уверенности в правильности своих действий, но, тем не менее стараюсь научить своего ребенка:
- не обжигаться об утюги, не стучать молотком по пальцам, и т.п. (выживание)
- жалеть других или, хотя бы не обижать
- уметь уступать
- уметь защищаться (опять выживание)
- уметь убеждать или хотя бы говорить
- уметь получать удовольствие (О-о-о, как это трудно!!)"

Вот это я и считаю воспитанием, а все остальное манипулирование и удовлетворение собственных нереализованных амбиций путем того же манипулирования.

Всех целую, всем спасибо :)
Продолжение следует.

P. S. Дашенька по-прежнему очень ждет от благодарных читателей отзывы на ее "нетленки". Пишите на dashenka@pisem.net

Торопитесь прислать свое произведение на наш конкурс стихов для открыток галереи ArtRu.Ru. Конкурс заканчивается 20-го декабря! Посмотреть список свежих стихов вы можете здесь. А чтобы прислать свой шедевр, нажмите сюда. Не забудьте заглянуть в правила конкурса!

Орфография в цитируемых текстах полностью лежит на совести их авторов.
(C) Интерактивные литературные конкурсы
Редактор рассылки - Twins (soldatic@mail.ru)

Если Вы хотите каждый день читать "Стихийные мысли" - подпишитесь!

Рассылки Subscribe.Ru
"Стихийные мысли"

Дизайн и программирование - aparus studio. Идея - negros.