СтихиЯ
спонсор
 

Обзор конкурса стихов № 285


07.07.2003. Вадим Фельдман. И снова «Стихийные мысли».

  Итак, господа, я рискую начать новый цикл «Стихийных мыслей». Честно говоря, идей у меня пока мало. Груз, который предстоит нам поднять, очень тяжел и более чем ответственен. Пожалуй, это груз неподъемный для одного человека. Но мы попытаемся сделать это вместе.

Воспринимайте меня как гида. Давайте совершать путешествия на стихию вместе. Я буду ненавязчиво показывать вам по возможности актуальные происшествия (естественно, только поэтического плана) на сайте. Попробую это сделать раз в три дня.

Рискну сказать, что меня в этом путешествии больше всего интересуете вы. Мне нужна ваша поддержка, ваше понимание необходимости происходящего и – главное – ваша критика. Без неё мы далеко не уедем. Но прошу вас эти пожелания не публиковать в открытую на Стихии. Мне будет трудно увидеть все, что вы пишете. Ваши мнения будет приятно прочитать на ящике genuya1@yahoo.com. Это, собственно, не мой ящик, но я получил любезное разрешение на его использование, за что - отдельное спасибо. Многие заметят, что этот ящик похож на мой, но это не имеет значения.

На данном этапе я собираюсь выбирать для детального анализа то, что мне показалось лучшим. Мои просьбы к вам состоят в следующем:

 1) Присылайте мне ссылки на тексты, которые вы считаете достойными отражения (можете присылать и свои тексты), но учтите, что я занимаюсь пока что только поэзией, то есть проза не входит в зону моего наблюдения. Это временно.

 2) Отклики на мои оценки помещайте на страничках с обсуждением текста, а не присылайте мне... Всё открыто. Там я вам и постараюсь отвечать.

 3) Наконец, присылайте мне или администратору сайта СВОИ рецензии, если они носят характер ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕКСТА. Если вы напишите такие статьи – вам будут рады.

 4) Моя точка зрения не отражает и не претендует на отражение ни позиции администрации сайта, ни большинства участников проекта, ни глубокой филологической науки. Это только вольный анализ молодого филолога. Я лично напоминаю, что пишу себя с маленькой буквы на тот период, пока сам не начну считать своё творчество хоть немного значимым. Спасибо за внимание.

Прогулки по Стихии. Часть 1.

Сегодня хочется поговорить о разнообразии стилистических приемов, используемых авторами Cтихии. Собственно, эти приемы и составляют существенную суть того, что мы называем «поэтической эстетикой». На уровне работы со словом проявляется истинное текстовое мастерство автора и его сопричастность к великому.

В этом смысле очень порадовал своеобразный дебют Чернецкого Геннадия Владимировича. Дебют мы говорим в смысле стилистики, так как недавно в его работе со словесным материалом произошел новый и очень интересный перелом. Оговорюсь, что суть этого перелома мы рассматривать не будем, так как нас интересует результат.

И вот перед нами стихотворение «Всё спокойно. Сижу, рисую...». Перед нами картина творческого углубления художника в самое себя. Мы помним, что нет произведения без автора – каждый человек пишет от себя и о себе. Здесь перед читателями предстает типичный случай перемещения плоскости одного искусства в плоскость другого – что всегда сулит смелый эксперимент и интересные находки.

Итак, рисует мастер. Безусловно, это мастер... Посмотрите, как уверенно он излагает собственный мир. Всё спокойно, процесс идет своим чередом... Но что же он рисует?

Этот вопрос очень существенен. Видите ли, без его ответа невозможен полноценный анализ стихотворения.

Все спокойно. Сижу, рисую,
Временами глядя в окно.
Толстый кот поминает всуе
Одно имя. Имя одно.

Краски нежно на холст ложатся,
Создается, мазок за мазком,
Небывалое, новое царство...
Как журчит вода за окном!

Как приятно играет солнце...
И картина уже жива.
Одно новое сердце бьется!
Ты, о Муза, всегда права!

Нарисую еще сегодня
Бесконечноэтажный дом.
Дети там хороводы водят,
Кони всадника ждут с ключом,

Что откроет им путь к свободе,
Что подарит им вновь полет...
В этом доме никто не стонет,
В этом доме всех счастье ждет!

Нарисую тебе поляну
С озорною синей травой,
То ли дуб, то ли ясень старый
Там укроет нас красной листвой,

А на ветках висят, качаясь,
Грозди маленьких желтых зонтов.
Мы на ветке сидим, улыбаясь...
Я люблю... И не надо слов.

Все спокойно... Сижу, рисую,
Временами глажу кота,
И весну, как всегда, прошу я,
Чтоб смывала печаль вода.

[...]

Итак, перед нами два параллельных действия. Действующие лица – это кот и человек. Человек рисует, кот произносит имя... Чувствуете, насколько неестественно происходящее? И в тоже время именно эта неестественность является ответом на вопрос. Кот является, в любом случае, плодом воображения художника. Так почему бы нам не предположить, что он является и плодом выраженного на холсте предчувствия? Я недаром употребил слово – предчувствие. Но об этом дальше.

Итак – перед нами новый мир художника, который делится на две плоскости, параллельно проходящие в четверостишьях по схеме: первые две строки – реальность читателя и автора (героя), а вторые – ирреальность героя.

Такая работа со словом и является примером создания изобразительных средств. Наше сознание постепенно начинает находить несомненную связь между двумя мирами.

Итак, в первом: Художник рисует, рисует тщательно и вдумчиво, картина оживает благодаря нескольким отточенным движениям), есть внимание художника сфокусировано на оживлении, жизнеспособности пейзажа)... Наконец, как кульминация – дом, и не три четверостишья мы отрываемся от реальности восприятия. Напоминает разбег самолета и взлёт… Наконец, в последнем четверостишье снова возникает кот, но теперь уже совсем другой – кот-прототип, не говорящий, но все понимающий.

Что же происходит с другим миром? Он показан не в процессе исчезновения как предыдущий, который постепенно скрывается с наших глаз, а в процессе увеличения собственной значимости. Посмотрите – вот он только создается – начинается с говорящего кота, вспоминающего чье-то имя. Будем считать эту персонификацию памяти художника некой отправной точкой отсчёта. Она показывает новый мир не с лучшей стороны – та как он, мир, узок и сводится только к женщине, к влечению к ней. Но вот он начинает расширяться, разрастается и раздвигает рамки реальности: звучат позывы (соответственно по четверостишьям) к пространственному расширению, к обогащению духовного мира, к наполнению это мира людьми... Но что это? А где же та, чьё имя повторяет кот? Куда оно делось, почему испарилось и ответ таков – автор проводит нас по всем граням творения, которое начинается с личных переживаний и заканчивается всечеловеческими целями и намерениями... Сам художник теряет грань нового мира и реальности. Да, он забывается в творчестве, но в ту же минуту непременно и постоянно проявляет истинную картину своей души. И вовсе там не спокойно! В этой душе высокие чувства ведут бой с переживаниями низменного, личного плана… Поэт – уже не хозяин своей души, он творец душ...

В этом, как я понимаю, истинное кредо этого произведения. Но это ещё не всё... Создав свой мир, автор понимает, что в этом мире он остаться не может, и мы вместе с ним вернемся к коту и к дому... Где все спокойно, но нет той тоски, которую создавало упорядоченное и монотонно повторение начальным (нереальным котом). Здесь все на самом деле спокойно. «Я люблю – и не надо слов». Говорит поэт, и сам себя приговаривает к победе. К победе над собой и над чувствами… К победе реального мира при поддержке воображения...

Пожалуй, здесь очень ярко выражено непрерывное взаимодействие двух пластов, типов сознания, взаимодействие искусства и реальности...

Спасибо автору.

вадим фельдман.

Орфография в цитируемых текстах полностью лежит на совести их авторов.

Добавить своё стихотворение
Вы можете прямо сейчас!

(C) Интерактивные литературные конкурсы
Ведущий рассылки - Вадим Фельдман (genuya1@yahoo.com)

Если Вы хотите каждый день читать "Стихийные мысли" - подпишитесь!

Рассылки Subscribe.Ru
"Стихийные мысли"

Дизайн и программирование - aparus studio. Идея - negros.