03.04.2001 Алекс По
ТОК-ШОУ АЛЕКСА ПО
Вопрос этого месяца прислан нашим постоянным
участником — Мurenoй, звучит так:
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТВОИ СТИХИ ЛУЧШЕ, ЧЕМ
У ПУШКИНА?
Приз ждет победителя – автора самого
остроумного ответа. Ждем!
Добавьте свой ответ и прямо сейчас! >>>
Предложите свой вопрос ведущему и прямо
сейчас! >>
Наш новый гость ток-шоу этой недели
- самый активный участник СтихиИ,
Tigrus, у которого ведущий, Алекс По, взял интервью.
А.П.
Вы бьете все рекорды по количеству своих произведений.
К примеру, у нас, на СтихиИ, вы первый по этому показателю.
Как вы сочиняете?
Т. Придумывается 1-2 строчки (абсолютно без всякого
"злого" умысла), - к ним могут ещё несколько строк по
инерции прицепиться, - а потом я сажусь и начинаю думать
- к чему это я написал? Если нахожу какой-то смысл -
пишу дальше в соответствии с этим смыслом, не нахожу
- пишу дальше без смысла А вдруг найдётся всё же, позже?:)))
Хотя бывает и по-другому: могу и намеренно, по определённой
теме написать; только я думаю, что "намеренные" стихи
- хуже. Хуже по определению. Хотя иногда получаются
неплохие, как мне кажется.
Иногда пишу на основании некоей "технической" задумки.
Скажем, чтобы рифмовались первые слова строк, или чтобы
в каждой последующей строке было на слог больше, или
ещё что. Но, вообще-то, я не люблю чётко выдерживать
схему (думаю, это заметно) - мне становится скучно.
Наверное, поэтому длинные вещи мне не даются, что в
стихах, что в прозе.
Иногда я читаю интересную книгу, роман, мне приятно
от соприкосновения с шедевром, но и оторопь берёт -
я представляю, как автор год, два, а то и больше (сколько
Булгаков своих "Мастера и Маргариту" писал?) корпел
над рукописью, ваял и правил... - мне это далось бы
(?) с бо-ольшим трудом.
Я вообще часто сомневаюсь, это одно из главных моих
качеств. Переиначивая высказывание Декарта: я сомневаюсь,
следовательно, я существую. К сожалению, не знаю, как
это сказать латинской мовой. А ещё (кроме отдельных,
достаточно редких случаев) начало мне всегда даётся
туго; потом обычно, раскручиваюсь.
А.П. Стараетесь блистать разнообразием?
Есть какая-то классификация?
Т. Я как-то придумал сам для себя классификацию
стихов. Мне бывает интересно раскладывать предметы по
полочкам; это, наверно, генетически обусловлено: у меня
дед - бухгалтер, отец и мать – экономисты, я - социолог,
но тоже с экономическим уклоном - в общем, люблю подходить
с научной точки зрения даже к тонким материям...
Есть три типа стихов (я говорю о моих стихах, в первую
очередь):
1. для ума - то есть над ними надо думать, и выводить
мысль;
2. для психеи (слово "душа", по некоторым причинам,
мне не нравится; борюсь с ней, борюсь, а она всё вылазит,
подлая) - такие стихи надо не понимать, а чувствовать,
выплавлять из них эмоцию;
3. понарошные, или экспериментальные, которые ни уму,
ни сердцу, так - забавы ради. Иногда в них может проявиться
мысль или чувство, но в чистом виде их там никогда нет.
Можно их назвать мусорными стихами или стихами для стихов.
В общем, этих последних всегда бывает много, потому
что стоящие мысли или чувства посещают человека редко,
а писать хочется всегда.
А.П. Вы сочиняете и сочиняете,
сочиняете и сочиняете...
Т. Насчёт себя я в этом плане совсем не обольщаюсь
- у меня этого добра более чем достаточно. Стараюсь
его не показывать, но выдержки хватает не всегда, наверное,
это от молодости.
Вообще, я всегда стараюсь, так сказать, исходить из
себя - не потому, что я такой эгоист (а может, и потому)
- просто мне кажется, что так честнее - начать с себя.
Терпеть не могу людей, которые чуть что, начинают обобщать.
Вы, наверное, уже заметили, что у меня навалом этих
"сомнительных" словечек? - "кажется", "наверное", "может
быть"... Не хочется никому навязывать своего мнения
- пусть люди сами для себя решают - с чем соглашаться,
а с чем - нет.
Морализаторство мне чуждо. Кто вообще вправе считать,
что именно ему доступна истина? Сказал бы - богу, если
бы в него верил; так что придётся промолчать. Вот только
некоторые другие не молчат. Наверное, считают себя богами,
не меньше. Остаётся только улыбаться их самоуверенности.
А.П. Часто печатаетесь и в конкурсе
шуток...
Т. По возможности, чувство юмора не должно никогда
покидать человека - оно помогает не переоценивать свои
возможности. То есть, непосредственно в тексте оно может
и не присутствовать (никаких каламбуров, шуточек-прибауточек
и пр.), оно будет за кадром - и это будет хорошо. Этакий
внутренний цензор, или лучше сказать - судья, или ещё
как? Проверяет на зубок - выдержит ли Слово испытание,
переломится ли пополам, рассыплется в порошок? Но это
всё в идеале, конечно. Ирония - стоящая вещь.
А.П. На Прозе. ру вы - А.По (привет
брату-близнецу). У нас на Стихии – уже Tigrus. Ваш почтовый
логин – slaver. Почему? :)
Т. В псевдонимах редко когда бывает смысл. Вот и
здесь: slaver (“работорговец” – прим. А.П.) от меня
вообще не зависело - это мой младший брат, заключая
договор с провайдером, выбрал такой login. Я как-то
не интересовался, к чему это он - думаю, просто так.
Коротко и легко запомнить. Может быть, это название
какой-нибудь heavy metal группы - он ими интересуется.
Кстати, slaver - это сейчас, а раньше был вообще slayer
(“убийца” – прим. А.П.). Что бы вы тогда подумали? Я
мог бы, конечно, написать, что я сторонник ку-клукс-клана
и всё такое, но вы ведь просили говорить правду...
На Стихи.ру у меня псевдоним - Рей до Дна. А на Хи-хи.ру
- Антре Кот... Я это всё придумывал ради смеха, и так,
чтобы не очень обычно было. Но получилось не совсем
так.
А.По я придумал потому, что перевёл пару стихов этого
поэта-писателя, и задумался: как по-русски написать
второе его имя - Allan? Аллан? Алан? Ален? Решил "схитрить"
и не развернул его вовсе, получилось: "Эдгар А. По".
И тут глазам моим открылась чудная картина: "А.По" -
это те буквы, на которые начинаются мои фамилия и имя.
Вот я и решил использовать где-нибудь это дело. И использовал.
Так что к вам этот псевдоним не имеет никакого отношения.
А то, что я не "влепил" его в Стихию - это случайность.
Наверно, счастливая.
Теперь о Tigrus-е. Это мой старый, "долитературный"
интернетовский псевдоним. Краткая его история: мне нравятся
тигры, Тигра из милновской сказки (... а, не буду...),
Tig-er - Rus-sia ( у меня есть даже псевдоним Tigrussia,
Тиграша, так сказать) = TigRus = Tigrus. И никакого
мошенничества.
А.П. Вы пришли на Прозу-Стихи.ру
и потом к нам...
Т. На самом деле, я пришёл и туда, и сюда одновременно
- захотелось, чтобы кто-то увидел, что я пишу. Я поискал-поискал,
и нашёл. И выставился везде. Результаты - различны.
А.П. Вы участник многих литературных
инетовских конкурсов. Достаточно сказать, что на сайте
Проза. ру вы входите в семерку самых читаемых авторов
(там, большей частью, выставлены ваши эротические рассказы)
и в тройку самых плодовитых. У нас по плодовитости вы
держите первое место. Естественно, я не могу не задать
вопрос о сравнении Прозы-Стихи.ру и СтихиИ. Ваши впечатления
- “там” - “здесь”?
Т. Там гораздо обширнее, солиднее, чем Здесь. Народу
больше, более по-буржуйски, что ли. В этом же и минус
- шлёшь как в бездонную бочку - ау! - есть кто живой?
- откликнитесь! - не дают ответа... А сам я навязываться
ни к кому не хочу, оценки ставить... Там удобно - статистика
- хоть мест в ней не займёшь высоких, но - вдруг? -
блеснёт мне лучик счастья самодовольным первым местом.
А ещё Там можно быстро посмотреть, что ты им слал, а
что - нет (память-то дырявая).
Здесь же - всё более уютно, миниатюрно, почти по-домашнему.
Кинул в бочку - ага! - забренчало что-то недовольно
- есть дно! - есть жизнь! Хотя и не всегда. Здесь мне
нравится больше (Негрос, вы слышите??? – прим А.П.).
А.П. Почему не ставите свои сверхчитаемые
эротические рассказы у нас?
Т. Стесняюся. Точнее сказать, а где у вас ставить?
На Прозе.ру есть спецотдел - эротические произведения,
а у вас только проза, и всё. Всё-таки, это очень специфическая
область литературы... Может, это во мне какое-то ханжество
играет, но пусть эротика идёт отдельно; разве только
если она смешанная; а там, где чистая - это не всякий
переварит, при том, что пишется не для того, чтобы кого-то
шокировать...
В общем, эта тема довольно обширна, не хотелось бы сейчас
в неё сильно углубляться.
А.П. Классический вопрос о том,
что такое хороший рассказ (стих)?
Т. Серьёзный вопрос. Мне очень сложно сейчас на
это отвечать; надо подумать. Пока отшучусь: это такой
текст, который интересен минимум одному человеку, то
есть - автору. Если текст не интересен никому - значит,
это не рассказ (и не стих). Следуя этой порочной логике,
придётся признать, что ОЧЕНЬ хороший рассказ (стих)
- это такой текст, который ОЧЕНЬ интересен хотя бы одному
человеку. В любом случае, "хорошесть" не определяется
числом почитателей произведения - это популярность,
а не хорошесть.
А.П. Вопрос о критериях. Как выбирать
лучшее? Объективность и субъективность оценок...
Т. Из “скромности” приведу пример из собственной
практики: из всего, что опубликовал в Интернете, более
всего читали именно те самые эротические байки, что
вы упомянули; значит ли это, что они - лучшее из того,
что я написал? Мне так почему-то не кажется. Навряд
ли я имею право судить об оценках и их критериях - квалификация
не позволяет. Но кое-чего всё же скажу, раз уж спросили.
Объективность не существует в любом случае: человек
изначально - субьект(ивен). Объективен только мёртвый.
Вот это и есть объективная оценка - молчание. Так что
остаётся только стремление к максимальному обезличиванию
оценки. Только вот вопрос: а нужно ли это? Ведь художественные
тексты - субъективны; почему оценка должна быть тогда
объективной?
Субъективные оценки - это взгляды с разных сторон, под
разными углами. Так можно лучше рассмотреть вещь, чем
если смотреть на неё только с одной, твёрдой - объективной
(то есть - стремящейся к объективности) стороны?
Нет, я ничего не говорю - можно выделить "научные" критерии
- кол-во слов в лексиконе, кол-во синтаксических- грамматических-
и прочих... Кол-во структурных приёмов, кол-во обращений
к чужим текстам. В стихах тоже можно много всяких штучек
выявить - ну и что же? Вы будете знать, что некое произведение
- вершина литературного труда с точки зрения его технического
воплощения - но - вдруг! - оно будет вам нисколько не
интересно.
Не думайте, что это я себя отбеливаю: мол, сам пишет
неряшливо и говорит ещё, что техника, мол, это дым.
Я просто не знаю, как с этими критериями и оценками
быть - без них, вроде, скучно (особенно без хороших),
с ними - душераздирающе (особенно с плохими). Как быть?
А.П. А как рождается проза?
Т. Тоже частенько начинается с какой-нибудь одной
глупой строчки. А интереснее и вольготнее всего писать,
когда вдруг в голову приходит идея - и возбуждённо трясутся
руки, и в голове горит солнце неприручённой до поры
до времени мысленной энергии; и пишется в это время
легко и просто; главное - не проворонить: ушёл момент
и - баста. По-моему, я уже начал говорить банальности.
А.П. Как все это у вас начиналось?
Т. Я давно думал записывать свои "умные" мысли,
но как-то всё откладывал; а потом решил - чего откладывать?
- пройдёт жизнь. А так, глядишь - что-то, да и останется.
Памятник не памятник, но хотя бы бюстик... дощечка "здесь
жил"... ещё что-нибудь. Шутка.
Но шутки шутками, а что-то в этом есть. Вот я и начал
писать всё, что в голову приходило; и чем дальше, тем
больше, а теперь уже не знаю, куда от этого всего деваться...
Вот и избавляюсь потихоньку - в сторону СтихиИ, и не
только.
Что касается серьёзности: понимаете, когда я пишу, мне
порой начинает казаться, что это - всерьёз, но закончу
писать, выйду из вдохновенного состояния, которое сродни
неудержимому зуду - и понимаю - ерунда всё это, нечего
мнить себя поэтом, писателем и философом в одном флаконе.
И кажется мне, что если возомню я себя "настоящим",
то тут-то моя творческая смертушка и вылупится. И стану
я дуб дубом, а под дубом - ларец, а в ларце - дятел,
а у дятла - клюв, всякому прохожему - неведомыми тропинками
хожему - тем клювом стукнет в лоб. Будет знать, как
соваться куда не надо! И пр.
А.П. Расскажите что-нибудь интересное
из своего творчества?
Т. Этот рассказ называется "Крысы". (Я его выставлял
на СтихиИ.) Так вот; еду я как-то утром в метро и, по
обыкновению, думаю, чего бы такого записать в блокнот,
раз уж читать с собой ничего нет. Пишу - ерунду какую-то,
стишки. Смотрю в окно, и вспоминаются мне вдруг мне
бредни про "гигантских крыс в метро". Плюс, что-то такое
американское я смотрел на видео. И как бы само собой
рождается: "Интересно, а здесь есть крысы? ..." и так
далее по тексту.
В тот день я написал не всю историю, а до того места,
где таинственный голос говорит, что, мол, все погибнут,
а я нет - мне способ известен; в общем, ничего катастрофического
пока не произошло - одни только разговоры. Дома же я
дописывать эту историю не стал - решил отложить до следующей
поездки в метро - там атмосфера подходящая. И отложил.
Еду; пишу себе дальше - от слов перехожу постепенно
к делу. То есть: в остановившемся посреди тоннеля поезде
начинается паника, давка, люди гибнут пачками и тому
подобное... И тут поезд, в котором еду я, тоже останавливается.
Тоже в тоннеле. Забавно, думаю я и пишу дальше. В конце
концов, такое ведь бывает. Ну, постоит минутку и поедет
дальше. Я пишу - про то, как именно люди кричат, как
именно они друг друга топчут - а поезд всё стоит.
Десять минут стоит, пятнадцать, может, и больше - у
меня с собой часов нет. Ничего, мне же лучше - тишина
(можно сказать, гробовая); свет горит - писать можно
(в рассказе-то у меня света нет; вот интересно, что
было бы, если и в моём поезде свет погас? - в темноте,
мне кажется, люди более склонны к панике - генетическая
память о свирепых ночных хищниках?); время от времени
что-то говорит машинист (дескать, сохраняйте спокойствие,
поезд скоро тронется).
Не знаю, может быть, мы там простояли полчаса - по крайней
мере, мне так показалось. Потом всё-таки двинулись,
доехали до ближайшей станции, и всех высадили. Там я
стоял ещё минут 20, сначала просто так, потом решил
- что делать? - напишу-ка дальше - про то, как обезумевшие
пассажиры выдавили двери и так далее; а тем временем
из тоннеля (настоящего) потянуло гарью - видимо, у них
там какой-то пожар начался... Но дыма никакого не было,
так что терпимо - постоял-постоял, а потом и поезда
снова пустили - пришлось несколько остановок - до пересадки
на другую линию - ехать в изрядной давке; и первую пару
станций это сопровождалось всё той же гарью. А когда
пересел, народа разом стало меньше, и я дописал конец
- где главный герой, оставив за спиной горы трупов,
уходит из тоннеля вслед за неизвестным.
Вот, собственно, и всё. Я в мистику не верю, сила искусства
тоже мне кажется весьма сомнительной величиной, но иногда
бывают совпадения - хорошо хоть, не стопроцентные
А.П. Спасибо, что ответили на вопросы,
Тigrus. Удачи. :)
T. Хотел еще что-то сказать, но забыл.
--@--
Участвуйте!
Алекс По
P.S. Все пожелания о конкурсе присылайте на negros@online.ru.
Посмотреть предыдущий выпуск вы можете [здесь]
Орфография в цитируемых текстах полностью
лежит на совести их авторов.
Добавить
своё стихотворение Вы можете прямо сейчас! >>>
(C) Интерактивные литературные
конкурсы
Редактор рассылки - Twins (soldatic@mail.ru)
Если Вы хотите каждый день читать
"Стихийные мысли" - подпишитесь!
|